В Башкирии произошла сенсация, которую никто не заметил. Пожилая женщина из провинции получила два года на нарах в колонии за то, что ударила сумкой судебного пристава.
В городе Октябрьский суд вынес приговор пенсионерке. Она хотела пройти в неурочное время к мировому судье, ей дорогу преградил судебный пристав, пенсионерку захлестнули эмоции, результатом которых стал покус предплечья служителя закона и несколько ударов дамской сумкой по его телу. А также срыв с кителя нагрудного знака.
Итог: пенсионерка признана виновной и осуждена по части 2 статьи 318 и по статье 319 Уголовного кодекса РФ (применение опасного для жизни и здоровья насилия и оскорбление представителя власти) и приговорена к двум годам колонии общего режима и 5 тысячам рублей штрафа.
Информация вполне могла бы занять место в топе новостей. Но тут пришла другая. Тоже связанная с возбуждениями души. Информагентства распространили сообщение о том, что адвокат известного предпринимателя Александра Лебедева направил в суд жалобу на постановление Следственного комитета РФ о возбуждении уголовного дела в отношении бизнесмена. Дело возбуждено по статье 213 (хулиганство) УК РФ. Как все помнят, после того, как Лебедев в эмоциональном порыве хорошо поставленным боксерским ударом вышиб из кресла своего оппонента в эфире программы "НТВшники" бизнесмена Сергея Полонского.
Ну и понятно, какая из новостей оказалась рейтинговой.
Параллели и выводы типа кому можно все, а кому - ничего, конечно, напрашиваются здесь вроде бы сами собой. Но они по-правовому неправильные.
Прежде всего потому, что речь идет не только о разных статьях, но и даже разных разделах УК. В первом случае разбушевавшаяся пенсионерка в буквальном смысле покусилась на представителя власти. И приговор был вынесен не только совершенно законный, но даже мягкий. Статьи, по которым она обвинялась, предусматривают до 10 лет лишения свободы. Во втором случае джентльмен поколотил джентльмена. Всего лишь. Пусть и на глазах миллионов телезрителей. Уголовное дело есть. Адвокаты работают. Все по закону.
Так что с правовой точки зрения обе эти истории не имеют ничего общего. Как и еще одна, совсем недавняя, когда тренер хоккейной команды "Витязь" в матче с минским "Динамо" показал всему миру свое умение владеть клюшкой.
По виду - сущий джентльмен: хороший костюм, галстук, очки, схватил орудие труда хоккеиста и пытался поразить им болельщиков противной команды. Наказание ему было скорым и суровым: дисквалификация на целых 2 матча. Оно и понятно - не попал же ни по кому.
И уж совсем из другого ряда иркутская история. О том, как молодая леди, дочь крупного местного чиновника выехала на своем автомобиле на тротуар, где сбила двух девушек. Одна из них погибла, вторая на всю жизнь осталась инвалидом. Леди приговорили к трем годам колонии-поселения. А исполнение приговора отсрочили на 14 лет. То есть, по сути, все ее наказание - лишение водительских прав на три года. Поскольку, считают эксперты, весьма маловероятно, что леди через 14 лет переступит порог колонии-поселения. Но с правовой точки - не придерешься.
То, что все четыре сюжета - совершенно разные - видно невооруженным взглядом. Леди и джентльмены имеют полное право продолжать наслаждаться светской жизнью. Они по-прежнему приняты. Кто в хорошем, кто - в высшем обществах.
А пенсионерка сидит в СИЗО. Прокуратура города Октябрьский обжаловала приговор, как слишком мягкий. Он, считают работники надзорного ведомства, не отражает в полной мере всю тяжесть содеянного пожилой женщиной.
Кстати, поводом для гнева пенсионерки - причины побивания сумкой пристава, стали 6556 рублей 23 копейки. Это задолженность по коммунальным платежам, которую, как считает осужденная, ей несправедливо выставил мировой судья.
Тем временем
Тренер хоккейного клуба "Витязь" Андрей Назаров не будет привлекаться к административной ответственности. "Тренер российского клуба уже извинился перед милиционерами и белорусскими болельщиками и это осознание вины послужило основанием для отказа от каких-либо мер административного воздействия", - сказали в ГУВД Минска.
Анатолий Кучерена,
адвокат, член Общественной палаты РФ:
- Мы наблюдаем странное время, если оценивать его с точки зрения совести, морали, нравственности. Вероятно, сказались десятилетия реформ, которые ломали привычную жизнь и сложившийся порядок вещей. В этом турбулентном потоке возникли смещения в сознании людей. Порой приходится удивляться действиям правоохранителей, которые безжалостно хватают тех, у кого нет административного ресурса. Простые люди с улицы, врачи, учителя - к ним блюстители порядка, как правило, беспощадны. И вроде бы все правильно, есть железное обоснование: "Все равны перед законом".
Но закон гласит и иное. Должна быть неотвратимость наказания и должны учитываться условия, в которых случилось правонарушение.
В том числе - возраст, социальное положение, условия жизни и быта, общественная опасность проступка. А люди часто видят, что реально не все равны перед законом. Если у кого-то есть властные полномочия или тугой кошелек, можно сбить пешехода на дороге, расстрелять из травматики не понравившегося встречного или устроить мордобитие прямо в прямом эфире на телеэкране - и ничего, все уходит как вода в песок. Как правило, неотвратимость наказания превращается для богатеев в очередное шоу. Вглядываясь в это кривое зеркало, люди так и относятся к жизни, к закону, к власти. Постепенно вырабатывается тот самый менталитет, который мы сегодня и видим. Так неужели все упирается в деньги? Вот о чем нужно глубоко задуматься.
Досье "РГ"
Статья 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти"
Часть 2: Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителей власти или его близких наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.Статья 319 УК РФ "Оскорбление представителя власти"
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Редакция будет следить за развитием ситуации.
Подготовили Айгуль Камаева и Борис Ямшанов.